Духовность

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ТАРУССКОГО РАЙОНА

Муниципальное казённое учреждение

"Отдел образования администрации муниципального района "Тарусский район""

г. Таруса Тарусского района Калужской области

 

Духовно-нравственное воспитание

  Со стороны всех общеобразовательных учреждений Тарусского района в течение учебного года ведется планомерная работа по направлению "Духовно-нравственного воспитания учащихся" – в виде уроков и внеурочной работы (кружки).

 

В начальной школе:

·  в 1х – 3х классах ведутся кружки по направлению "Основы православной культуры";

·  в 4х классах педагогами проводится в рамках основной образовательной программы, один час в неделю, урок по предметной области ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики);

Примечание: программа ОРКСЭ предлагает на выбор шесть самостоятельных модулей (основы православной культуры; основы исламской культуры; основы буддийской культуры; основы иудейской культуры; основы мировых религиозных культур; основы светской этики). Преподаваемый модуль выбирается на основании большинства голосов родителей обучающихся.

 

В средних классах:

·  в 5х классах педагогами проводится в рамках основной образовательной программы, один час в неделю, урок по предметной области ОДНКНР (Основы духовно-нравственной культуры народов России).

 

Духовно-нравственное развитие нацелено на:

·        воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям;

·        развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;

·        формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;

·        расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей.

 

ПРОГРАММА (ПРОЕКТ) духовно-нравственного воспитания обучающихся образовательных учреждений Тарусского района; 

 

ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-правовых документов 
        по направлению "Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся":

Наименование документа

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. с изменениями на текущий момент, ст.14; ст.87 (раздел 8)

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) с изменениями на текущий момент

 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями на текущий момент

 

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413) с изменениями на текущий момент

 

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84-р "Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года в общеобразовательных учреждениях курса "Основы религиозных культур и светской этики""

 

Приказ Министерства образования и науки Калужской области от 09.07.2012 года № 1206 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования, культуры и спорта Калужской области от 27.09.2005 года № 1417 «Об утверждении регионального учебного плана для образовательных учреждений Калужской области, реализующих программы общего образования»

 

Приказ Минобрнауки от 18.12.2012 года №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

 

Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями

 

Письмо Министерства образования и науки РФ от 22.08.2012 №08-250

 

Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

 

Приказ Минобрнауки от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»

(о том, что ОРКСЭ является частью федерального компонента государственного образовательного стандарта, обязательного для изучения)

 

Приказ Минобрнауки от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312»

(c 1 сентября 2012 года в базисный учебный план начального образования (IV класс) введен учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в объеме 34 часа в год)

 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями

 

Письмо Министерства образования и науки Калужской области от 07.06.2011 года № 07-022/1713-11

 

Письмо Министерства образования и науки Калужской области от 03.11.2011 года № 07-021/3286-11 "Методические рекомендации по изучению курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных организациях Калужской области"

 

Письмо Министерства образования и науки Калужской области от 06.02.2012 года № 07-022/444-12

 

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10. 2011 г. № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»

 

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08. 2012г. № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»

 

Письмо Министерства образования и науки Калужской области от 25.05.2015 г. № 08-761

 

Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2016 г. N 08-1803 "О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования"

 

Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Правительством Калужской области и Калужской епархией Русской Православной Церкви № 66 от 26 ноября 2010 года

 

Методические рекомендации по изучению курсов: «Основы православной культуры» в общеобразовательных организациях Калужской области; ОРКСЭ;

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009

 

Основные образовательные программы по предметным направлениям (ОРКСЭ, ОДНКНР, ОПК)

 

Учебный план общеобразовательного учреждения

 

Учебные программы предметов ОРКСЭ, ОДНКНР, ОПК

 

План мероприятий в рамках направления "Духовно-нравственное воспитание учащихся" на 2016/2017 учебный год

 

Учебники и необходимые учебные материалы по предметному направлению

 

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497

"О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы"

 

  

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ по духовно-нравственному воспитанию:

·        Сайт Общественной экспертной комиссии по вопросам содержания образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи «Время и вера»: http://www.verav.ru/

·        Сайт «Образование и Православие», в рамках Новосибирской Открытой Образовательной Сети

·        Православный телеканал «Союз»: http://tv-soyuz.ru/

·        Официальный сайт Московского Патриарха: http://www.orthedu.ru/

·        Интернет-журнал Сретенского монастыря: О ключевых понятиях духовно-нравственного воспитания: http://www.pravoslavie.ru/

·        Патриарший Центр духовного развития детей и молодежи: http://www.cdrm.ru/

·        Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru/

·        Каталог православных ресурсов «Православное христианство.ru»: http://www.hristianstvo.ru/

·        Ежедневное Интернет-СМИ «Православие и мир»: http://www.pravmir.ru/

·        Социальная сеть работников образования nsportal.ru: http://nsportal.ru/

·        ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт модернизации образования», Отдел духовно-нравственного развития и воспитания: http://www.kgimo.ru/dnv.php

·        Всероссийская инновационная образовательная программа «Аудиохрестоматия»: http://аудиохрестоматия.рф/

·        НП Родительский комитет: http://www.r-komitet.ru/

·        Православный образовательный портал «СЛОВО»: http://www.portal-slovo.ru/

·        Церковная школа: http://pedagog.eparhia.ru/ Методический кабинет

·        Научно-издательский экспертный центр «Наука и слово»: http://www.nauka-slovo.ru/

·        Научно-просветительский педагогический журнал «Педагогика культуры»: http://pedagogika-cultura.narod.ru/

·        Международный центр гуманной педагогики: http://www.icr.su/rus/departments/human/

·        Открытая православная энциклопедия «Древо»: http://drevo-info.ru/

·        Общецерковный информационный портал «Православное образование»: http://media.otdelro.ru/

·        Фонд просвещения «Мета»: http://fpmeta.org/

·        Российский православный университет: http://рпу.рф/

·        Центр православной культуры «Лествица» (аудио-, фото-, видеотека): http://www.lestvitsa.dp.ua/

·        Православный журнал «Фома»: http://www.foma.ru/

·        Институт содержания и методов обучения Российской Академии образования, Лаборатория нравственного образования: http://moral.ioso.ru/

 

ПОЯСНЕНИЯ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

В содержании программ основного общего и среднего полного общего образования заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки Программы.

 

Русский язык

Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

 

Литература

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

 

Английский язык

Изучение иностранного языка – это:

- приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах;

- формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;

- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

- воспитание качеств гражданина, патриота;

- развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;

- лучшее осознание своей собственной культуры.

 

География

География — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Изучение предмета направлено на формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

Биология

Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

 

История

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества.

Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т.д.

 

Обществознание

Цели обществоведческого образования состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;

- углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля;

- повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни;

- для решения типичных задач в области социальных отношений;

- для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере;

- для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

- для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

 

Математика

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития:

- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении:

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

 

Физика

Целями обучения физике являются:

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей.

 

Химия

Большой вклад в достижение главных целей Программы вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:

- формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

- выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;

- формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

 

Физическая культура

Цель школьного образования по физической культуре —  формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

В основной и средней школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

 

Основы безопасности жизнедеятельности

Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:

- повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

- снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

- формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

- обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.

 

Технология

Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

 

Изобразительное искусство

Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что, наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся, формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров; принятие мультикультурной картины современного мира.

 

Музыка

Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственных творческих инициатив в мире музыки.

Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;

- принятие мультикультурной картины современного мира;

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

 

 

КОММЕНТАРИЙ 
Синодального отдела религиозного образования и катехизации письма Минобрнауки № 08-761
«Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики», "Основы православной культуры"

и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

 Данным письмом Министерство информирует органы управления образованием в регионах о порядке изучения предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в 2015/2016 учебном году. Письмо является информационным. Оно включает рекомендации, основанные на ранее принятых нормативных документах и материалах, разъяснения по использованию этих нормативных документов и материалов. Прежде всего это Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего образования, ФГОС основного общего образования, а также новая, принятая в 2015 г. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (далее – новая ПООП начального общего образования) и Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ПООП основного общего образования). Программы размещены на новом специализированном сайте Минобрнауки России: fgosreestr.ru

 

 Основное содержание письма

 1. В части ОРКСЭ информируется (напоминается) об обязательном характере изучения предметной области ОРКСЭ в начальной школе (4-е классы) с 1 сентября 2012 г. (Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012 № 84-р). Указывается, что новая ПООП начального общего образования (2015 г.) содержит три варианта учебного плана, в каждом из которых имеется обязательная предметная область ОРКСЭ (4-й класс, 1 час в неделю, 34 учебных часа в год).Это указание делается в связи с заменой ПООП начального общего образования, принятой в 2010 г., на новую программу (одобрена 8 апреля 2015 г.).

В настоящее время реально функцию стандарта в части нормирования учебного плана, обязательной учебной нагрузки по основным учебным дисциплинам в школе и обязательного содержания образования выполняет именно Примерная основная образовательная программа, а не ФГОС на каждой ступени общего образования. Во ФГОС начального общего образования не содержится примерных учебных планов и обязательного содержания образования по учебным дисциплинам (модулям) предметной области ОРКСЭ. Первая ПООП начального общего образования была принята в 2010 г., до завершения эксперимента по введению ОРКСЭ в 2009–2011 гг., и содержание образования по модулям ОРКСЭ (тогда ОДНКНР) в ней также не устанавливалось. В примерных учебных планах нагрузка по предметной области указывалась во втором полугодии 4-го класса, 1 час в неделю, 17 часов, имея в виду продолжение преподавания в первом полугодии 5-го класса в таком же объёме. После введения ОРКСЭ полностью в 4-м классе, данные материалы в ПООП начального общего образования (2010 г.) устарели.

 

В новой ПООП начального общего образования (2015 г.) материалы по ОРКСЭ приведены в соответствии с ФГОС начального общего образования (наименование ОРКСЭ вместо ОДНКНР) и практикой преподавания ОРКСЭ полностью в 4-м классе. В примерных учебных планах учебная нагрузка по ОРКСЭ указана полностью в 4-м классе (34 часа), в соответствующих разделах представлены основное содержание образования по всем модулям ОРКСЭ (раздел 2.2.2.6) и требования к результатам его освоения обучающимися (раздел 1.2.6).

 

2. В части ОДНКНР, в связи с принятием также в 2015 г. ПООП основного общего образования для 5–9 классов, даны рекомендации по ее реализации.

В письме воспроизводятся общие требования к результатам освоения предметной области ОДНКНР учащимися, указанные во ФГОС основного общего образования. «Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности».

Эти указания имеют общее ориентирующее значение, поскольку предметная область ОДНКНР в 5–9 классах не включает перечня учебных предметов, дисциплин (модулей), которые должны её составлять. После переноса ОРКСЭ полностью в 4-й класс во ФГОС основного общего образования осталось указание на предметную область по религиозным культурам и светской этике под её первоначальным названием – ОДНКНР. В связи с этим она должна быть представлена в ПООП основного общего образования. Но решение о расширении преподавания религиозных культур и светской этики по выбору на 5–9 классы в обязательной части учебного плана (по формату ОРКСЭ в 4-м классе) Министерством образования и науки пока не принято. Поэтому в ПООП основного общего образования предметная область ОДНКНР не включена в обязательную часть примерных учебных планов в 5–9 классах.

 

В этой ситуации Министерство даёт общие рекомендации по её наполнению, которое пока фактически определяется на уровне каждой отдельной школы.

 

Рекомендации по реализации предметной области ОДНКНР в письме даются далее по тексту новой ПООП основного общего образования, раздела об учебном плане. Там указано, что предметная область ОДНКНР может реализоваться через:

 

1) занятия, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включённые в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

 

2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;

 

3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

 

Для преподавания православной культуры основное значение имеет первый вариант – преподавание курсов, предметов по православной культуре в урочной форме за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. По сути, это та же самая практика преподавания православной культуры (ОПК и др.) за счёт регионального и школьного компонентов учебного плана в соответствии с предыдущими образовательными стандартами (ФК ГОС). Так преподавались и преподаются ныне все учебные курсы православной культуры (по пособиям Бородиной, Скоробогатова, Шевченко, Янушкявичене и др. авторов) в регионах, школах России. Только теперь решение вести такие курсы в школе принимают не школа или регион, а только школа (региональный компонент учебного плана исключен).

 

Важным в этой части письма является указание: «Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы».

 

Из-за переноса преподавания ОРКСЭ полностью в 4-е классы, изменения названия предметной области в документах по начальной школе с ОДНКНР на ОРКСЭ, у некоторых работников образования сложилось мнение, что предметные области ОРКСЭ и ОДНКНР теперь никак не связаны друг с другом. В этой части письмо указывает на ошибочность такого мнения, на их преемственность, тем самым ориентирует «наполнять» область ОДНКНР в 5–9 классах курсами, подобными модулям ОРКСЭ в 4-м классе. А значит, в том числе и прежде всего учебными курсами по религиозным культурам, по православной культуре.

 

Выбор таких курсов в 5–9 классах, учебно-методического обеспечения для их преподавания относится к компетенции школы. На это также обращается внимание в письме. Руководителям органов управления образованием напоминается, что: «Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную или внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР… относится к компетенции конкретной образовательной организации». Это важно для регионов, где могут сохраняться препятствия введению, продолжению преподавания или расширению преподавания в школах курсов православной культуры (ОПК и др.) в урочной форме теперь в рамках предметной области ОДНКНР в 5-9 классах, в том числе на основе указанных выше наиболее распространенных учебников, пособий. Министерство напоминает, что это компетенция конкретной школы. В других письмах Министерство также напоминало, что к решению этих вопросов в школах следует привлекать родительскую общественность. Это имеет значение для работы епархиальных структур, стимулирования родителей для поддержки или инициирования преподавания в «своих» школах курсов православной культуры в рамках ОДНКНР. При этом надо подчеркнуть, что всё содержание письма в части ОДНКНР относится ко всей ступени основного общего образования, к 5–9 классам, а не только к 5-му классу.

 

3. В заключение Министерство информирует, что приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 и от 01.02.2012 № 74 утратили свою силу в связи с переходом на ФГОС начального общего образования. Этими приказами в 2012 г. было установлено преподавание ОРКСЭ в 4-м классе в объеме 34 часов, а также содержание образования по модулям ОРКСЭ. Теперь все эти материалы, реально нормирующие содержания образования и учебную нагрузку по модулям ОРКСЭ, в том числе ОПК, представлены в новой ПООП начального общего образования (2015 г.). На эти материалы будет ориентироваться система образования (учебные издательства, подготовка учителей и др.). Содержание образования по модулям ОРКСЭ в ПООП начального общего образования в целом дублирует содержание образования по ОРКСЭ в приказе Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69, на основе которого написаны все существующие учебники по модулям ОРКСЭ, ведётся подготовка учителей.

 

В целом письмо Минобрнауки России от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не создаёт новых возможностей для изучения ОПК в начальной школе (ОРКСЭ, 4-е классы). На основной ступени (5–9 классы) содержание письма отражает наличие возможностей, которые имеются в настоящее время и имелись ранее. В то же время наличие во ФГОС основного общего образования обязательной предметной области ОДНКНР в определённом отношении стимулирует развитие преподавания православной культуры в 5–9 классах. Образовательные организации будут обязаны реализовать предметную область ОДНКНР в 5–9 классах, наполнять её учебными курсами духовно-нравственной воспитательной направленности. И это могут быть курсы по православной культуре, реализуемые при участии организаций Русской Православной Церкви, как и ОПК в рамках ОРКСЭ. Развитие этой практики значимо и в видах формирования предпосылок, готовности к расширению преподавания религиозных культур и светской этики по выбору в обязательной части учебного плана по формату ОРКСЭ в 5–9 классах.

 

Относительно учебно-методического обеспечения преподавания православной культуры в 5–9 классах следует иметь в виду, что пока в Федеральном перечне учебников, принятом в 2014 г., соответствующий раздел перечня (раздел 2) не содержит учебников для преподавания православной культуры. В преподавании могут использоваться указанные выше, используемые в настоящее время учебники и пособия по православной культуре; пособия, согласованные во взаимодействии органов управления образованием и церковных организаций в регионах, на местах. Синодальный отдел рекомендует также использовать пособия, прошедшие экспертизу в Синодальном отделе, имеющие церковный гриф (перечень размещён на сайте в разделе «Экспертиза учебных пособий»).

 

Федеральные государственные образовательные стандарты (Ф Г О С)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот «17» мая 2012 г. № 413)

 

ДОКУМЕНТ

 Информация

   Методические рекомендации по изучению курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных организациях 
Калужской области

 Читать...

 Ресурсные центры  по направлению «Духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения»

 Читать...

 Перечень учебников по основам духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях

 Читать...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по изучению основ православной культуры в урочной и внеурочной деятельности обучающихся 1-11 классов

Читать...

 Нормативно-правовая база преподавания курса ОРКСЭ

 Читать...

 Полезные ссылки для учителей ОПК

 Читать...

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 29.06.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»